Пятница, 26.04.2024, 01:02

Гравитация [24] Поиск экзопланет [20]
Все об экзопланетах и "охоте" на них.
Космос [68]
Космос, звезды, галактики, пульсары, квазары, процессы, галактики
Солнечная система [46]
Солнце, меркурий, венера, марс, сатурн, юпитер, уран, нептун, плутон, малые планеты, спутники, астероиды. Строение, открытия, гипотезы, изучение солнечной системы.
Материя и энергия [41]
Темная материя, темная энергия, переход материи в энергию и наоборот
Вселенная [26]
Изучение законов вселенной
планеты [21]
Планеты солнечной системы, блуждающие планеты, экзопланеты
телескопы и обсерватории [7]
новости и события на телескопах и обсерваториях мира
марс [3]
все об исследовании Марса

Главная » Статьи » Астрономия » Солнечная система

Тунгусский метеорит

30 июня 1908 года в 7 часов утра по местному времени над  территорией Центральной Сибири  пролетел гигантский шар-болид. Его полет сопровождался звуковыми и световыми эффектами и закончился взрывом, мощность которого оценивается в 40-50 мегатонн. Взрывной волной в радиусе 40 километров был повален лес, уничтожены звери, пострадали люди На огромном пространстве, начиная от реки Енисея и заканчивая атлантическим побережьем Европы, несколько ночей подряд наблюдались небывалые по масштабу и совершенно необычные световые явления, вошедшие в историю под названием «светлых ночей лета 1908 года».

Падение Тунгусского метеорита  вызвало  большое количество догадок, версий и гипотез.

Фантастические версии:

1. Местные жители эвенки приписывали событие сошествию бога Агды. Они рассказывали членам экспедиции Л. А. Кулика, что Агды представляет собою железную птицу, извергающую огонь и гром, метающую огненные стрелы, дабы покарать неправедный народ.

Был или не был тунгузский метеорит волей бога Агды, но в 2008 году, В преддверии 100-летия Тунгусского метеорита на таежной заимке первого исследователя феномена Леонида Кулика был открыт памятный знак, символизирующий сошествие на землю эвенкийского божества. Памятник установлен в центре Ванавары. Автором памятника стал известный эвенкийский художник Сергей Салаткин. На трехметровой стеле расположилась мифическая птица – символическое изображение бога Агды.

2. Гибель космического корабля

Впервые выдвинута А. П. Казанцевым в рассказе-гипотезе «Взрыв» в январском номере журнала «Вокруг света» за 1946 г. Суть идеи: взрыв произошел "в межпланетном корабле, использовавшем атомную энергию. Приземлившиеся в верховьях Подкаменной Тунгуски путешественники могли разойтись для обследования окружающей тайги, когда с их кораблем произошла  какая-то авария. Подброшенный на высоту пяти километров, он взорвался. При этом реакция постепенного выделения атомной энергии перешла в реакцию мгновенного распада урана или другого радиоактивного топлива, имевшегося на корабле в количестве, достаточном для его возвращения на неизвестную планету".

В 1980-е гг. А. П. Казанцев скорректировал свою первоначальную версию, основываясь на якобы имевшие место в 1969 г. наблюдения 10-12 спутников Земли с аномальными траекториями. Казанцев предположил, что пришельцы, терпящие бедствие, увели корабль от Земли и он взорвался в космосе, а Тунгусский метеорит был посадкой (удачной или неудачной) орбитального модуля.

3. Внеземной лазерный сигнал, отправленный из планетной системы 61 Лебедя

Фантастическое допущение, сделанное в статье Г. Альтова и В. Журавлёвой «Путешествие в эпицентр полемики» (Сборник «Фантастика. 1964 год»).

Экзотические версии

1. В 1965 году американские учёные Кован и Либби высказали гипотезу, что Тунгусский метеорит состоял из антиматерии и при соприкосновении с материей земной атмосферы произошла аннигиляция, то есть материя и антиматерия, соединившись вместе, превратились в энергию, не оставив никаких осколков.

2. Столкновение с Землёй миниатюрной чёрной дыры.  Гипотеза выдвинута в 1973 г. сотрудниками Техасского университета (США) А. Джексоном и М. Райаном. Согласно их мнению, Тунгусский метеорит был чёрной микродырой массой порядка 1020 - 1022 г, что сравнимо с массой астероида. Чёрная дыра столкнулась с Землёй в Центральной Сибири и прошла её насквозь, выйдя в Центральной Атлантике (Между Ньюфаундлендом и Гренландией). Этому сопутствовали атмосферные явления и ударная волна.

3.Шаровая молния. Согласно это  идее Тунгусский взрыв был разновидностью шаровой молнии или следствием флюктуаций земного магнитного поля.

4. Солнечный плазмоид. В 1984 г. А. Н. Дмитриев (Новосибирск) совместно с В. К. Журавлёвым опубликовали работу, в которой  доказывали возможность образования микротранзиентов, то есть микроскопических плазменных тел, которые могут захватываться магнитным полем Земли и дрейфовать по его градиентам. Дмитриев и Журавлёв применили к показаниям очевидцев математические методы (в 1981 г. в Томске был опубликован каталог показаний очевидцев, включающий свидетельства 720 человек), в результате чего выяснили, что наблюдатели 30 июня 1908 г. видели два разных объекта: один шёл по восточной траектории, второй — по южной, причём резко отличалось и время наблюдения. Таким образом, по мнению новосибирских исследователей, плазмоидов было два.

5. Естественный атомный взрыв

Гипотезу выдвинул А. В. Золотов, разработавший теорию естественного ядерного взрыва Тунгусского тела, опубликованную в «Докладах АН СССР» (Т. 136, № 1, 1961). В 1970 г. опубликована монография «Проблемы Тунгусской катастрофы 1908 года» по материалам диссертации на соискание учёной степени кандидата физико-математических наук.
В своей книжке А. В. Золотов убедительно обосновал предположение о внутренней причине взрыва над тунгусской тайгой, тогда как рабочая гипотеза Комитета по метеоритам Академии наук СССР сводилась к внешней причине, то есть за счёт кинетической энергии движущегося тела. Взрыв вызвал огромные разрушения в тайге. По Золотову, такая мощь могла быть порождена только ядерным процессом или… физическими взаимодействиями, пока не известными науке.
Есть версии, что Золотов был приверженцем идеи о взрыве инопланетного космического корабля над сибирской тайгой, но в советское время не мог открыто в этом признаться.

Природные версии

1. Владимир Епифанов и Вольфганг Кундт предположили, что тунгусское событие могло быть вызвано взрывом облака метана, выделившегося в результате вулканической активности. Нечто подобное произошло в 1994 году возле деревни Кандо в Испании. Гипотеза выброса газа не объясняет наблюдение болида и плохо согласуется с отсутствием в эпицентре каналов выброса газа. Следует отметить, что существовали и другие «газовые» гипотезы, объясняющие «полёт болида» движением фронта пламени по шлейфу природного газа, относимого слабым ветром от места истечения.

2. Тектонические силы. В 1991 г. в «Известиях АН СССР» А. Ю. Ольховатов напечатал статью,в которой предполагалось, что Тунгусский взрыв был проявлением тектонической энергии пояса древних взрывных образований — астроблем, расположенных близ Восточной-Сибирской геомагнитной аномалии. Таким образом, Тунгусский взрыв был лишь локальным проявлением процессов глобального масштаба.

3. Гипотеза о газо-грязевом выбросе выдвинута в 1981 г. Н. Кудрявцевой и развита в 1986 г. Н. С. Снигиревской. В районе Ванавары находятся проявления палеовулканизма, таким образом, сначала произошёл взрыв, а затем — атмосферные явления, которые были ошибочно приняты за болид.

камень джона4. Комплексная кометно-тектоническая версия

Гипотезу индуцированного землетрясения предложили А. Д. Белкин и С. М. Кузнецов. Один из фрагментов Тунгусского метеорита - так называемого камня Джона -  упал на гору Стойковича (в зону разлома) и вызвал землетрясение. Возникшая в слое вечной мерзлоты поверхностная сейсмическая волна Рэлея повалила деревья в зоне падения метеорита. Также в зоне Тунгусской катастрофы найдены геологами и отмечены на геологических картах пять групп оплавленных гравелито-песчаников, и когда А. Д. Белкин нанёс на карту места их расположения, то все они (вместе с камнем Джона) легли на одну линию, точно совпавшую с траекторией падения Тунгусского метеорита. Таким образом имеются реальные фрагменты Тунгусского метеорита и объяснён механизм вывала леса в зоне его падения. Помешала найти осколки Тунгусского метеорита основная парадигма метеоритчиков — что фрагменты земных пород не могут быть метеоритами. Был сделан повторный петрологический анализ фрагмента камня Джона и установлено, что данный оплавленный гравелитопесчаник дважды испытывал сверхвысокие давления. Первый раз, когда был выбит крупным метеоритом из земной поверхности (предположительно из северного борта Попигайского кратера) и второй — во время падения в 1908 г.

Однако внеземное происхождение камня Джона пока не доказано. Спектральный анализ частиц самородного железа установил, что содержания микроэлементов в частицах самородного железа очень малы. Так, количество никеля колеблется от 0,03 до 0,1 %. Меди, кобальта и других элементов - также редко доходило до 0,2 %. В природных условиях часто развиваются коррозионные структуры, возникающие после кристаллизации минералов и связанные с разъеданием и замещением тех или иных минералов, особенно рудных, остаточной жидкостью. Подобное разъедание и даже частичное замещение имеет место при формировании частиц самородного железа в изученных нами образцах камня Джона. Отдельные черные шарики, выделенные при протолочке образца пород камня Джона, обладают гладкой блестящей поверхностью. Размер их колеблется от тысячных до сотых долей миллиметра. По данным рентгенографии, они представлены магнетитом.

Попытки выявить природу Тунгусской катастрофы, сопряжены с исследованием силикатных микросферул из «катастрофного» (включающего прирост 1908 г. ) слоя колонки торфа, отобранного в предполагаемом эпицентральном районе Тунгусского взрыва. Предполагается, что найденные шарики и их состав косвенно подтверждают космическое происхождение силикатных микросферул, которые якобы образовались при переплавлении первоначального вещества во время взрыва и потеряли при этом большую часть наиболее летучих элементов. При этом, однако, отмечается и то, что состав силикатных шариков, а также химический состав сохранившегося в торфе вещества совершенно не похожи на состав каменных и тем более железных метеоритов. Вещество шариков сильно обогащено наиболее легкоплавкими и летучими элементами ( Zn, Br, Hg, Pb, Sn ), содержит много щелочных металлов (Na, Rb, Cs, и, вероятно, К), а также серебра, золота и молибдена. Оно оказалось значительно беднее никелем и кобальтом, чем обычные метеориты.

В целом породы камня Джона по своему составу, текстурным и структурным признакам обнаруживают сходство с коренными породами трапповой формации и весьма близки к породам корвунчанской свиты, хотя и отличаются от последних. Это отличие обусловлено тем, что породы камня Джона имеют фреатомагматическое эксплозивно-осадочное происхождение. Породы же корвунчанской свиты являются преимущественно осадочными, хотя и содержащими значительную долю вулканогенного материала.

Послесловие

До настоящего времени ни одна из гипотез, объясняющих все существенные особенности явления, так и не не стала  общепринятой.

Редакция сайта "Спросите науку" придерживается кометной версии. Во-первых, в свидетельствах очевидцев отмечается, что ещё за три дня до события, начиная с 27 июня 1908 года, в Европе, европейской части России и Западной Сибири стали наблюдаться необычные атмосферные явления: серебристые облака, яркие сумерки, свечение  атмосферы, что бывает при прохождении Земди через хвост кометы. Британский астроном Уильям Деннинг писал, что ночью 30 июня небо над Бристолем было настолько светлым, что звёзды были практически не видны; вся северная часть неба имела красный оттенок, а восточная — зелёный. Серебристые облака объясняются тем, что Тунгусский метеорит состоял изо льда, а его прохождение через плотные слои атмосферы привело к выделению молекул воды и микрочастичек льда, которые и образовали в верхних слоях атмосферы эти облака — редкое атмосферное явление, наблюдавшееся сутки спустя после падения на Землю Тунгусского метеорита над Британией.Кроме того, отсутствие метеоритных кратеров и осколков также говорит в пользу кометы. Кометное вещество представляет собой очень неплотную структуру, состоящую преимущественно изо льда; и практически полностью рассыпалось и сгорело/растаяло при входе в атмосферу.

Ну и кроме того, в 1908 году наблюдалась комета Морхауза. Правда, она была открыта после падения тунгусского метеорита, а именно 30 сентября. Но она сама по себе была удивительна - 1 октября у нее оторвался хвост , а 2 октября фотография показала наличие трех хвостов. Разрыв и последующий рост хвостов происходили неоднократно.

Категория: Солнечная система | Добавил: mykar (29.06.2014)