Среда, 08.05.2024, 00:11

Главная » 2016 » Июнь » 9 » Нихоний, Московий, Теннесин и Оганессон

Нихоний, Московий, Теннесин и Оганессон

Остров стабильности — гипотетическая трансурановая область на карте изотопов, для которой вследствие предельного заполнения в ядре протонных и нейтронных оболочек, время жизни изотопов значительно превышает время жизни «соседних» трансурановых изотопов, делая возможным долгоживущее и стабильное существование таких элементов, в том числе в природе.

Первые изотопы элемента 114, синтезированные в Объединённом институте ядерных исследований (ОИЯИ), действительно имеют нетипично большой период полураспада, что подтверждает оболочечную теорию. В мае 2006 года российские учёные под руководством Юрия Оганесяна из ОИЯИ объявили, что им удалось подтвердить существование первого долгоживущего изотопа элемента 114 и получить экспериментальное подтверждение существования Острова стабильности — в ходе этого эксперимента в дополнение к ранее проведённым физическим экспериментам была проведена химическая идентификация цепочек распада. Элемент флеровий (114), как и элемент ливерморий (116), был признан IUPAC в декабре 2011 года и получил зарегистрированное официальное название в мае 2012 года.

Поиск новых элементов Острова стабильности увенчался успехом, и по результатам работы совместного комитета Международного союза теоретической и прикладной химии (IUPAC) и Международного союза теоретической и прикладной физики (IUPAP) было утверждено открытие новых химических элементов Периодической таблицы Д.И.Менделеева с атомными номерами 113, 115, 117 и 118.

Следуя традиции, вновь открытые элементы могут быть названы:

- по имени мифологического персонажа или понятия (включая астрономический объект),
- по названию минерала или аналогичного вещества,
- по названию населенного пункта или географической области,
- в соответствии со свойствами элемента
- по имени ученого.

Наименования всех элементов должны иметь окончание, которое бы отражало и сохраняло единообразие с точки зрения истории и химической науки. В целом, это окончание “-ium” для элементов, принадлежащих группам 1-16, “-ine” элементов группы 17 и “-on” для элементов группы 18. Наконец, английские наименования новых химических элементов должны адекватно переводиться на другие основные языки.

В официальном пресс-релизе от 08.06.2016 г. IUPAC вынес свое определение по предложенным названиям, а именно:

Нихоний и символ Nh для элемента 113,
Московий и символ Mc для элемента 115,
Теннесин и символ Ts для элемента 117 и
Оганессон и символ Og для элемента 118.

Авторы открытия элемента 113 - Японский центр RIKEN Nishina Center for Accelerator-Based Science.
Нихон ― один из вариантов японского произношения слова Япония и означает буквально «Страна восходящего солнца».

Теннесин получил свое название из-за вклада в открытие ученых из Университета Теннеси.  Ранее элемент имел временное название "унусептий".

Оганессон несет в себе имя профессора Юрия Оганесяна. В числе его достижений ― открытие сверхтяжелых элементов и значительный прогресс в ядерной физике сверхтяжелых элементов, включая экспериментальное подтверждение существования «острова стабильности».

Ну а название Московий отдает должное Московскому региону, где находится Объединенный институт ядерных исследований, где в Лаборатории ядерных реакций им. Г.Н.Флерова проведены приведшие к открытиям эксперименты с использованием Дубненского газонаполненного сепаратора ядер отдачи в сочетании с потенциалом ускорителя тяжелых ионов.

Ранее в 2011 году IUPAC признал за ОИЯИ с LLNL (США) приоритет в открытии 114 и 116 элементов, которые получили названия: 114 элемент ― Flerovium, Fl; 116 элемент ― Livermorium, Lv.

Флеровий ― в честь Лаборатории ядерных реакций им. Г.Н.Флерова ОИЯИ, являющейся признанным лидером в области синтеза сверхтяжелых элементов, и ее основателя выдающегося физика академика Г.Н.Флерова (1913−1990) ― автора открытия нового вида радиоактивности спонтанного деления тяжелых ядер, основоположника ряда новых научных направлений, основателя и первого директора ЛЯР ОИЯИ, которая сейчас носит его имя.

Ливерморий ― в честь Ливерморской национальной лаборатории им. Лоуренса и места ее расположения ― города Ливермор (штат Калифорния, США). Ученые Ливермора уже более 20-ти лет участвуют в проводимых в Дубне экспериментах по синтезу новых элементов.

Древняя таблица умножения